Всеобщие законы

Всеобщий Закон

перевод ( Оригинал здесь )

Этот термин используется в Эзотерической Науке для описания механической природы мира. Как описал Муравьёв в своей книге Гнозис, Всеобщий Закон относится к положению человека во Вселенной. Таким образом, как описывает это Муравьев, существование человека на этой планете имеет две основные цели.

1) как элемент универсального организма, служащий целям последнего.

2) как отдельный индивидуум, и как таковой, он может преследовать свои собственные цели. Муравьев даёт пример для пояснения этого. Он утверждает, что положение человека во Вселенной аналогично клетке в человеческом теле. Каждая клетка является частью органа, который, в свою очередь, является элементом группы органов, которые обеспечивают надлежащее выполнение определённых функций организма.

Таким образом, клетки в нашем теле являются субъектом или подчинены двум категориям или «правилам» законов. Первая удерживает клетку на ее месте. В эзотерической науке это называется ВCЕОБЩИЙ ЗАКОН. Вторая категория законов оставляет клетке определённую свободу действий. Это называется ЗАКОН ИСКЛЮЧЕНИЯ.

Первый закон консервативный и гарантирует, что орган, частью которого является эта клетка, беспрепятственно выполняет свою функцию.

Таким образом, первое условие – что в течение своей жизни клетки выполняют свои роли, данные им, чтобы служить органу, которому они принадлежат.

Этот закон обязывает эти клетки оставаться на своём месте, чтобы завершить свою работу и посвятить свою жизнь этой цели. Таким образом, этот закон полезен тем, что обеспечивает существование органов и таким образом позволяет телу жить.

Тем не менее, исчезновение нескольких клеток, этих бесконечно малых частей органа, остаётся незамеченным и функционирование органа не нарушается.

Таким образом, важнейшая роль Всеобщего Закона – следить за непрерывностью функционирования, и исчезновение нескольких клеток проходит им незамечено. Поэтому это не создаёт никаких других препятствий.

Символически, можно сказать, что клетки, которые ускользают от этого закона, теперь вступают в область Закона Исключений. Такой побег нескольких клеток – явление, которое происходит постоянно. Закон Исключения делает это возможным.

Все наши клетки от эпидермиса до нервной системы постоянно обновляются в соответствии с различными и переменными ритмами. В дополнение к этому обновлению изнутри, происходят и исчезновения, которые компенсируются или не компенсируются новыми элементами.

Но аналогия здесь прекращается, в отношении усилий человека избежать Всеобщего Законa механической жизни и его усилий перейти во вторую категорию законов, усилий, обеспечивающих ему основу перехода в Закон Исключений.

В приведённой выше аналогии бесконечно малое количество клеток, которые переходят из Всеобщего Законa в Закон Исключений, является механическим. Но для человека, это происходит по-разному.

Когда человек пытается перейти из Всеобщего Законa жизни в Закон Исключения, он это может сделать только путём сознательных усилий. Тогда Всеобщий Закон работает против него.

Муравьёв говорит в Гнозисе, том I:

«Однако ситуация приобретает совсем иной вид, когда человек восстает против положенных ему пределов. В таком случае он выступает против действия Закона и всех его производных. Закон же.

в свою очередь, действует на нескольких планах: на физическом, психическом и морально-этическом, причем на плане морали его действие признано человеком с незапамятных времен и персонифицируется в образе Дьявола.

«Демонология занимает значительное место в Православном Предании. Здесь можно найти множество тонких и глубоких, основанных на богатейшей практике наблюдений над хитроумными и злокозненными действиями Дьявола в разнообразнейших обстоятельствах, включая даже случаи, когда он использует в своих целях хотя бы и религиозное благочестие.

«Кроме того, здесь можно найти чрезвычайно полезные рекомендации, действенность которых удостоверена опытом многих столетий и которые особенно драгоценны для тех, кто занимается эзотерической наукой, – ибо прежде достижения каких-либо положительных результатов ученик неизбежно столкнется с противодействием Закона, – с кознями Лукавого.

Необходимо понять, что, препоручая себя Закону Исключений, человек восста- навливает против себя Всеобщий Закон, который он в таком случае просто обязан преодолеть, пусть даже в масштабе всего лишь своей Личности, своей личной жизни.

Чтобы уберечься от «внезапного нападения»;, мы не должны забывать, что само наше спасение зависит от победы над Дьяволом, который, как уже было ска- зано, является олицетворением (а именно — персонификацией) морального аспек- та Всеобщего Закона.

Впрочем, как и все законы Вселенной, Всеобщий Закон, ра- зумеется, положен от Бога; но это не должно нас смущать, поскольку Закон Исклю- чений — тоже от Бога, о чем и говорит библейская история о том, как Иаков всю ночь боролся с Ангелом и, победив его, получил имя Израиль, т. е. «боровшийся с Богом» или «сильный против Бога».

Выбирая Закон Исключений, человек продол- жает служить интересам Целого, но совершенно иным, несравненно более слож- ным и трудным способом. Восстав против первого Закона, он подвергается испы- танию, которое часто принимает форму искушения. Эта тема глубоко исследована в учении Православной Церкви.

Как уже упоминалось, эзотерическое Учение со- держит проверенные опытом практические рекомендации, сравнительно подроб- ное изложение которых составляет одну из задач автора этой книги.

Если, устре- мившись прямо к цели, то есть к освобождению и Спасению, искатель успешно преодолеет препятствия и тем самым продемонстрирует наличие в нем силы, поз- волившей отразить прямое воздействие Всеобщего Закона, то теперь это воздейс- твие будет косвенным — в первую очередь посредством близких, которым его новый путь совершенно чужд и непонятен. Такое воздействие осуществляется на моральном плане, облекаясь, как правило, видимо нравственными, а на самом деле эмоционально-эгоистическими доводами, когда взывают к самым благородным, великодушным и бескорыстным чувствам: к милосердию, состраданию, долгу. Так Закон приводит того, кто следует ему буквально, в тупик, твердя устами близких:

«делай что должен, вернись на путь истинный». В этом глубинный смысл извест- ных слов Христа: «Враги человеку — домашние его» (Мф 10: 36).

Источник: http://www.dreamland-exit.info/gl/General%20Law.html

Законы диалектики как всеобщие законы развития природы, общества и мышления

Законы диалектики – это диалектические принципы. Они получили названия: закона взаимопроникновения противоположностей, закона перехода количественных изменений в качественные, закона отрицания отрицания. Наука, изучающая наиболее общие свойства движения и развития и исходящая из данных принципов, называется диалектикой.

Раскроем содержание законов диалектики и попытаемся обосновать их истинность.

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Вначале разъясним категории качественного и количественного изменений.

Качественные изменения—изменения сущности системы.

Количественные изменения—изменения системы, не вызывающие изменения ее сущности.

Закон состоит в том, что количественные изменения в процессе движения системы в конечном итоге вызывают ее качественные изменения. Например, объединение объектов в систему приводит к возникновению существенно новых свойств, не присущих этим объектам в отдельности. Так, увеличение массы урана-235 вплоть до критической не вызывает существенных изменений.

Переход количественных изменений в качественные происходит при определенной мере количественных изменений.

Мера—граница, за которой количественные изменения переходят в качественные.

Переход количественных изменений в качественные характеризуется скачком.

Скачок—фаза (период времени), в которой происходят изменения качественного состояния.

Формы скачков:

1) относительно быстрые (медленные),

2) непрерывные и дискретные.

Непрерывный имеет место тогда, когда количественные изменения без промежуточных существенно иных качественных состояний вызывают качественный переход (т. е. нет перерыва между количественными и качественными изменениями).

Переход количественных изменений в качественные в этом случае совершается без длительного накопления элементов нового качества (т. е. признаков существенно новой системы).

Например, изменения числа атомов в молекуле сразу дает другую молекулу.

Дискретный скачок имеет место тогда, когда качественным изменениям предшествует накопление количественных изменений. Однако это различие относительно, ибо непрерывный скачок можно рассматривать как множество дискретных.

Различение качественных и количественных изменений тоже относительно, так как количественные изменения в одном аспекте в то же время являются качественными в другом аспекте.

Не только количественные изменения приводят к. качественным, но и качественные оказывают влияние на количественные.

Например, качественное изменение производственных отношений приводит к ускорению темпов развития общества.

Закон взаимопроникновения противоположностей.

Противоположность (диалектическая)—такие объекты системы, которые взаимно исключают (или отрицают) друг друга по каким-либо свойствам и в то же время по другим свойствам предполагают друг друга.

Противоречие (диалектическое) — взаимосвязь диалектических противоположностей в рамках одной системы в одно и то же время, являющаяся источником движения и развития системы.

Заметим, что диалектическое противоречие отличается от формальнологического противоречия и путать их не следует. Однако формальнологическое противоречие по отношению к науке играет в определенном смысле роль движущей силы в развитии данной науки и является базой возникновения диалектического противоречия.

Суть дела здесь состоит в том, что возникают взаимопротивоположные «силы», с одной стороны, стремление устранить из теории формальнологическое противоречие, а с другой стороны, трудность такой перестройки теории в этих целях, чтобы она не устраняла существенные стороны этой теории. В результате борьбы этих «сил» теория развивается в разных направлениях.

Подобные ситуации известны в развитии математических теорий (математического анализа, теории множеств  и т. п.

Относительно данной системы диалектические противоречия могут подразделяться на:

а) внутренние (в рамках этой системы),

б) внешние (между системами).

Примеры диалектических противоположностей, образующих диалектические противоречия:

1. Во всех материальных системах—изменчивость и устойчивость. Диалектическое противоречие заключается здесь во взаимосвязи двух сторон материальных объектов — относительном сохранении некоторого состояния и тенденции его изменения. Оно проявляется в самых различных формах, в частности:

а) В физических системах в виде физического взаимодействия или сил, стремящихся вывести данную систему из равновесного состояния, и сил, обеспечивающих сохранение этого состояния, которыми, например, являются притяжение и отталкивание в их разнообразных формах.

Противоречие это обеспечивает существование устойчивых систем самой различной природы и осуществляется с помощью самых различных взаимодействий. Например, благодаря этому противоречию существуют атомы, молекулы, солнечная система и т. п.

б) В системах органической природы—ассимиляция и диссимиляция. Это противоречие проявляется в процессе взаимосвязи организмов с внешней средой и таким образом обеспечивает существование и развитие живого мира.

— наследственность и изменчивость. Это противоречие обеспечивает приспособляемость биологических видов к внешней среде.

в) В обществе—противоположные классовые интересы. Они бывают неантагонистическими (например, пролетариата и крестьянства) и антагонистическими (например, пролетариата и буржуазии).

— Консервативные и прогрессивные общественные силы.

— Старые производственные отношения и новые производительные силы. Старые производственные отношения, с одной стороны, сдерживают развитие данных производительных сил, а с другой стороны, являются до некоторых пор условием развития этих же производительных сил при условии их существования.

Закон состоит в том, что внутренними определяющими источниками движения и развития системы являются ее диалектические противоречия.

То, что определяющая роль в движении и развитии системы принадлежит внутренним противоречиям, создает условия относильной автономности ее движения и развития. Внутренние противоречия, являющиеся определяющим фактором движения и .

развития системы, следует искать среди основных, специфических свойств и отношений системы.

Например, внутренние источники общественного движения лежат в факторах, специфических только для общества: производительных силах и производственных отношениях, которые среди других специфических для общества факторов, являются определяющими.

Движение и развитие, имея основой внутренние факторы, являются в этом смысле самодвижением и саморазвитием.

Противоречия, обусловливая движение системы, приводят к ее качественному изменению. Тогда данные противоречия сменяются новыми, присущими новой системе.

Разрешение всех противоречий невозможно, так как уничтожение одних противоречий означает возникновение других.

Закон отрицания отрицания.

Отрицание (диалектическое) — переход системы в иное качественное состояние, предполагающий не только появление нового (новых свойств и отношений), но и сохранение положительных элементов старого.

Закон состоит в том, что в процессе развития одно диалектическое отрицание необходимо сменяется другим.

Закон отрицания отрицания говорит, таким образом, не только о неизбежности гибели всех существующих форм и замены их новыми, но и об определенной преемственной связи между новым и старым.

При этом преемственность может иметь различные виды: а) некоторые свойства, присущие системе на одном этапе, сохраняются и на следующем этапе, б) некоторые свойства, присущие системе на данном этапе, на последующих этапах исчезают, а затем вновь возникают, хотя и в измененном виде, но с сохранением существенных черт, аналогичных свойствам первоначального этапа (возврат к «якобы старому»). В последнем случае повторяемость свойств имеет разнообразные формы: повторение происходит после второго отрицания (в форме триады: тезис-антитезис-синтез), повторение происходит после многократного отрицания. Гегель считал триаду универсальной формой закона отрицания отрицания.

Теория круговоротов абсолютизирует повторяемость, истолковывая ее как полный возврат к исходной точке, как абсолютную повторяемость. Подобной теорией, например, является теория «пульсирующей Вселенной». Неправомерность теории круговоротов вытекает из следующих факторов: а) Вселенная не является замкнутой системой.

Читайте также:  Красивые слова любимой девушке

Она вообще не является (физической) системой, поэтому не является и замкнутой системой.

Говорить о круговороте имеет смысл только то отношению к замкнутой физической системе; б) число внутренних состояний системы не является конечным ввиду неисчерпаемости материи вглубь, и вряд ли имеет смысл говорить о возврате к исходному состоянию.

Поэтому, образно выражаясь, развитие идет не по кругу, а по спирали, т.е. не с полным возвратом к исходному состоянию, а лишь к состоянию с относительным возвратом к старому. Завершение существования системы не есть полное уничтожение результатов ее развития, ибо некоторые из этих результатов являются факторами в развитии более общей системы.

На этом мы закончим изложение и обоснование исходных принципов диалектики.

Их обоснование опирается на многочисленные данные современной науки и на общественно-историческую практику (мы коснулись только лишь некоторых примеров, обосновывающих истинность этих принципов).

Противоположными диалектическим принципам являются метафизические принципы. Учение о движении и развитии, исходящее из данных принципов, называется метафизикой.

Источник: https://students-library.com/library/read/17882-zakony-dialektiki-kak-vseobsie-zakony-razvitia-prirody-obsestva-i-myslenia

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Всеобщие законы – это законы диалектики, в которых выражены всеобщие связи и отношения всех явлений действительности. В них отражается то общее, единое содержание, которое заключается в законах первых двух групп.

Например, в объективном мире существует множество частных законов, выражающих отношение между противоположными свойствами тел: закон взаимодействия противоположных электрических зарядов, частиц и античастиц, притяжения и отталкивания в системах, внутривидовой и межвидовой борьбы в живой природе, классовой борьбы в обществе и др. В содержании всех этих законов имеется нечто общее, повторяющееся.  [1]

Всеобщие законы были открыты в результате обобщения законов более частного порядка.  [2]

Всеобщие законы диалектики находят свое применение как з естественных, общественно-политических, так и в инженер-ю-экономических науках. Марксистско-ленинской философии принадлежит первостепенная роль в формировании диалекти – 1еского мышления. Ее роль определяет и место материалистической диалектики в общей структуре учебного плана.  [3]

Философия изучаетвсеобщие законы развития природы, общества и мышления.

Но данное определение предмета философии указывает лишь на то, что изучает философия, но оно ничего не говорит о тех задачах, которые она решает на основе изучения этих всеобщих законов, о том, каковы ее функции.

А без этого невозможно определить место и роль философии в обществе, ее социальное назначение. Таким образом, определение предмета философии предполагает также выявление тех функций, которые она выполняет в обществе.  [4]

Анализируя взаимосвязь материи и сознания, всеобщие законы и формы развития объективной действительности и познания, мы учитывали специфическую природу социальной формы движения материи, свойственные ей закономерности.

Будучи высшей по сравнению с другими, предшествующими ей в историческом развитии основными формами движения материи, она в снятом виде включает их в свое содержание, в связи с чем раскрытие ее сущности играет решающую роль в осмыслении всеобщих форм бытия, законов действительности и познания.

Это обусловливает целесообразность выделения законов общественной жизни в самостоятельный раздел марксистско-ленинской философии.

При таком подходе к анализу общественной формы движения материи ( общества) мы достигаем более глубокого понимания ее сущности и вместе с тем необходимой завершенности в изложении основ марксистско-ленинской философской теории.  [5]

Например, из классической механики известно, чтовсеобщие законы сохранения энергии, импульса и момента импульса вытекают из однородности и изотропности пространства-времени. В атомной физике закономерности периодической таблицы Менделеева связаны с инвариантностью относительно вращений. Теория относительности полностью зиждется на идее лоренц-инвариантности.  [6]

Основной идеей третьей формулировки нравственного закона Канта является то, что воля каждого разумного существа – это воля, устанавливающаявсеобщие законы.

Категорический императив, или нравственный закон у Канта, – это безусловная команда, это правила принятия решений, которые не зависят ни от обстоятельств, ни от последствий действий, они не допускают исключений.

Категорический императив не говорит, каким должно быть содержание действия, чтобы оно было правильным, он лишь устанавливает форму, в которой должно осуществляться действие, чтобы быть нравственным.  [7]

Поэтому тот порочный круг, в котором вращается носитель вульгарных взглядов, будь он теоретик капиталистического сознания или практический капиталист, н который гласит: цены товаров определяют заработную плату, процент, прибыль и ренту, и наоборот, цены труда, процента, прибыли и ренты определяют цены товаров, – есть только выражение того круговом движения, в которомвсеобщие законы противоречиво реализуются в действительном движении н на поверхности явлений.  [8]

Общество рассматривается Марксом, таким образом, как исторически конкретное общество, историческая форма которого есть преходящая форма. Всеобщие законы исторического развития включают, следовательно, законы перехода одной общественной формы в другую и предполагают специфически исторические особенные законы различных общественно-экономических формаций.  [9]

Изучаявсеобщие законы действительности, она выполняет следующие три основные функции: мировоззренческую, гносеологическую и методологическую.  [10]

Всеобщая диалектика, взятая в отрыве от общества, превращается, согласно Грамши, в схоластику и разновидность формальной логики.

Подведение подвсеобщие законы диалектики конкретных явлений из самых разных областей действительности ( например, превращение воды в пар и социальная революция как примеры действия закона превращения количества в качество) не только ничего не дает для исследования и практики, но может даже их дезориентировать из-за неправомерного сближения природных и социальных процессов.  [11]

Один и тот же естественный закон – закон, по которому, согласно Гоббсу, божественный Геометр создал все существующее, предписав его и людям в качестве правила их гарантированного самосохранения, – предстает у Монтескье в виде нескольких групп законов, различающихся в зависимости от материала, в котором они выполняются.

Это, так сказать, всеобщие законы сохранения, которым безусловно подвластны все тела – мертвые и живые, одушевленные и наделенные способностью чувствовать, бессознательные и наделенные разумом. Однако и своим естественным законам животные не следуют столь же неизменно, как следуют им чисто физические тела или даже растения.

 [12]

Каждый, кто впервые встречался с каким-либо явлением самоорганизации, был если не поражен, то по крайней мере ( восхищен красотой и целесообразностью даже самых мельчайших деталей в причудливых картинах, созданных природой. В начале 20-го века были заложены основы самостоятельного научного направления – синергетики, которая устанавливаетвсеобщие законы возникновения упорядоченности в природе.  [13]

Установления механической теории тепла и законов сохранения вещества и энергии относятся к величайшим завоеваниям науки, создавшим в ней коренной переворот и новую эпоху.

Ломоносова как ученого, естествоиспытателя, философа состоит не только в открытии законов сохранения материн и энергии, но также и в том, что им эти законы были даны каквсеобщие законы природы, как основы научного мировоззрения, позволившие ему в дальнейшем прийти ко многим глубоким научным и философским выводам и обобщениям.

Великой заслугой Ломоносова является и то, что закон сохранения энергии был высказан в соединении с законом сохранения материи. Это соединение законов, отвечающее современному состоянию науки, является глубоко материалистическим.  [14]

Осмысливая диалектику Гегеля и ее развитие Марксом в Капитале, Ленин сформулировал принцип тождества диалектики, логики и теории познания.

Исследуя в свете этого принципа всеобщие стороны и связи действительности, всеобщие диалектические законы, он показал, что философские категории являются не только формами отражения сторон и связей действительности, но и ступеньками, узловыми пунктами развития общественного познания и практики, а законы диалектики представляют собой нетолько всеобщие законы действительности, но и законы мышления – методологические принципы, призванные ориентировать людей в их практической и познавательной деятельности.  [15]

Страницы:      1    2

Источник: http://www.ngpedia.ru/id28805p1.html

Яков Гольфельд: Всеобщие законы природы (развития) в Мироздании (по просьбе читателей)

Единство мира (Вселенной) – это первое и очень важное, что предстоит осознать,, приступая к изучению Всеобщих законов природы. Весь окружающий нас мир есть единая и, в то же время, многоликая жизнь. То есть, с одной стороны, эта единая жизнь проявлена в огромном многообразии форм. С другой стороны, все формы находятся в единстве, в целостности, во взаимосвязи (принцип матрешки).

Всеобщие законы природы (Законы иерархического единства жизни) – основные законы организации и развития жизни в Мироздании.

В этой беспредельности всё, что нас окружает, можно представить как вполне конкретные, определенные системы жизни. То есть, можно выделить из этого единства конкретные системы жизни и определить:

1. Чем системы жизни отличаются друг от друга?

2. Что у них общего?

Если мы ответим на эти вопросы, то поймем, что системы жизни разного уровня сознания различаются тем, что они к настоящему моменту накопили разный опыт развития.

Различие опыта развития систем жизни проявляется:

– в различном пространстве, в котором система жизни способна творить;

– в разном времени одухотворения этого пространства, то есть в разном времени цикла развития системы;

– в разной энергоемкости, то есть в разной излучательной способности, в разной способности управлять преображением окружающего мира.

При всем этом многообразии и богатстве палитры жизни все системы жизни организованы, живут и развиваются по всеобщим законам природы.

Закон – это повторяющаяся причинная связь явлений, обуславливающая развитие. Закон выражает определенный порядок причинной, необходимой и устойчивой связи между явлениями или свойствами объектов, повторяющиеся существенные отношения, при которых изменение одних явлений вызывает изменение других.

Человек в процессе познания мира открывает для себя все новые и новые законы физики, химии, математики, законы социума, законы нравственности. Среди всего многообразия законов выделяются те законы, которые являются универсальными, то есть имеющие отношение к управлению любой системы жизни в Мироздании.

Универсальными они названы потому, что действуют всегда, везде и во всём, как в микро-, так и в макромире, от мельчайших субатомных частиц до гигантских галактик и мирозданий.

Универсальные, они еще и потому, что являются объективными, поскольку действуют независимо от нашего желания. Независимо от того, знаем мы о них или нет, согласны мы с ними или нет, выполняем эти законы либо продолжаем упорствовать в своем невежестве.

Перечислим их:

1. Закон единства и борьбы противоположностей (закон дуализма, полярных начал).

Каждой системе жизни, каждому явлению присущ дуализм, двойственность, то есть пары противоположностей, полярных начал (дух и материя, свет и тьма, мужское и женское).

Противоположности не существуют друг без друга, они находятся в постоянной взаимосвязи – в этом их суть единства. Противоположности неделимы, как нельзя разделить две стороны одной медали, нельзя разделить два полюса магнита.

Между полярными началами всегда существует напряжение, конфликт, который стимулирует их к взаимодействию и является источником и движущей силой любого развития.

Развитие – это движение от одного уровня сознания к другому. Для эволюционного развития необходимы условия гармоничного взаимодействия, которые сделают разрядку напряженности управляемой, приведут к минимизации конфликта, стабилизации ситуации. Результатом такого взаимодействия полярных начал является рождение третьего начала.

2. Закон отрицания отрицания (преемственности, повторения и подобия). Развитие никогда не начинается с чистого листа, развитие не начинается на пустом месте, но во всём проявляется преемственность. Преемственность является одной из центральных категорий диалектики.

Она означает необходимую связь между новым и старым в процессе развития, когда новое сменяет старое, то новое сохраняет некоторые элементы старого, базируется на них, как на исходном уровне, опираясь на который, новое продолжает развитие.

Подобие играет главную роль в процессе познания, поскольку сравнивать можно только подобные вещи.

3. Закон перехода количественных накоплений в новое качественное состояние (причинной обусловленности, цикличности). Мир в котором мы живем, находится в постоянном движении, в развитии, цикличности по своей сути. Так мы дышим. Так бьется наше сердце. Так день приходит на смену ночи. Так сменяются времена года.

Так рождаются и гибнут, чтобы возродиться в новом качестве. Цикличность проявляется как непрерывное чередование активной и пассивной фаз: инволюции и эволюции. В инволюционной фазе происходит разрушение несовершенного.

В эволюционной фазе происходит объединение того, что в инволюционной фазе было дифференцировано по соответствующим уровням и тем самым подготовлено к вхождению в новые, более совершенные формы единства.

4. Закон причинной обусловленности (закон сохранения энергии в причинно-следственных связях. Человек с давних пор отмечает, что у каждого следствия непременно есть причина, что рано или поздно, но неизбежно всё тайное становится явным, что за всё надо платить, за всё надо будет отвечать и никто не избежит действия закона.

Читайте также:  Статусы 2018 года

Что такое энергия? Энергия системы жизни характеризуется способностью системы создать пространство структурированной материи за определенное время, в течение которого в заданном цикле достигается поставленная цель надсистемы.

Для чего нужна энергия? Во все времена человека интересовали новые источники энергии, ибо переход на новый уровень энергии означал переход в новое качество жизни, на качественно новый уровень развития, открывал перед человеком новые возможности.

И прежде всего, это новые возможности для творчества. Ибо человек создан, чтобы творить. «И задумал Творец создать человека по образу и подобию своему. И создал он человека по образу своему».

А подобием человеку предстоит стать – стать осознанным творцом планетной эволюции и занять достойное место в беспредельной иерархии сотворцов при условии выполнения своего Предназначения.

5. Закон альтернативности (свободы выбора). И этот выбор определяет образ наших мыслей, слов, поступков.

Человеку предоставлены поистине беспредельные возможности, которыми ему еще предстоит научиться пользоваться. Но в то же время возложена великая ответственность за их применение. При этом человеку дается свобода выбора как неотъемлемый закон этого мира.

И первое, что человек выбирает – это цель своего развития, цель своей деятельности. О необходимости четкого определения цели говорилось с давних пор.

«Если мы не знаем, куда идем, то как узнаем, что пришли?» и «Думай, куда идешь, не то придешь, куда не думал».

Поэтому правильный выбор цели, направленности развития и знание законов природы, которые помогут нам наиболее эффективно двигаться в направлении выбранной цели, являются первоочередными задачами. А что такое бесцельная жизнь, мы знаем.

Фактически это выбор одного из двух – эволюционная либо инволюционная направленность развития.

Перед Ильей Муромцем тоже была свобода выбора перед развилкой дорог. Какой он выбрал путь?

Источник: http://zavtra.ru/blogs/vseobshie_zakoni_prirodi_(razvitiya)_v_mirozdanii_(po_pros_be_chitatelej)

Общие законы природы

Принцип закономерности утверждает регулярный, упорядоченный характер отношений детерминации. Закономерный характер действительности означает подчиненность всех явлений в своем возникновении и существовании объективным законам. Одни явления детерминируют другие в соответствии с законами.
Раскрытие содержания понятия закона тесно связано с раскрытием диалектики сущности и явления.

Закон определяется прежде всего как связь (или отношение), что указывает на связь понятия закона с понятием детерминации. Но не всякая связь или отношение является законом: закон не просто связь, но связь существенная. Закон есть отношение сущностей или между сущностями.

Из определения закона как существенного отношения следует вывод о том, что все основные атрибуты сущности распространяются и на закон. Поскольку закон является существенной связью, постольку она одновременно должна быть и связью всеобщей.

Связь, являющаяся законом, присуща не отдельным предметам, а всем предметам и явлениям определенного рода.

Характерный признак закона — повторяемость.

Понятие «закон природы» тесно связано с понятием «условие». Необходимость действия любого закона природы всегда проявляется при'наличии определенных условий.

Так, для того чтобы с необходимостью реализовалась зависимость между напряжением, сопротивлением и силой тока в проводнике, выражаемая в законе Ома, требуется, во-первых, наличие проводника с текущим по нему током (что само по себе тривиально), во-вторых, наличие определенной физической обстановки, в которой этот проводник находится, в частности, наличие определенных давления и температуры. При t, близкой к абсолютному нулю, и при сверхвысоких давлениях эта зависимость реализовываться не будет. Это вовсе не значит, что закон Ома имеет необязательный, не необходимый характер. Пример показывает, что действие с необходимостью любого закона природы всегда зависит от условий его реализации. Изменение соответствующих условий приводит или к смене законов, или к изменению формы их действия.

Законы природы – объективно существующие, общие, устойчивые связи вещей и явлений природы, которые существенно влияют на изменения вещей и явлений.

Необходимо расчленение термина «природа» на понятия: природа – как сущность, природа как объекта восприятия, природа как объект пользования и природа как среда.

В понятие сущности Природы предлагается вкладывать следующий смысл.

Природа как сущность – совокупность интегрированных законов, представляющих собой наблюдаемые разумом регулярности, которым следует материальный мир в пространстве-времени в непрерывном поиске более совершенных самоорганизованных структур, способных на определённых этапах провоцировать возникновение разумной самоорганизации. Последняя способна к познанию как Природы, так и самой себя. То есть, в принятом представлении в науке – это весь мир во всем его многообразии состояний и движений. Употребляется в одном ряду с понятиями материя, Универсум, Вселенная.

Природа как объект восприятия – это окружающий мир человека. Мир экологически завершенного единства. Это река, лес, звезда, галактика, пчела, облака, земля, дом, город и т.д.

Природа как объект пользования – это отделяемая от окружающей человека природы ее часть, отвечающая потребности человека, обладающая полезными для него свойствами и качествами, которые он использует для своего социального развития, познания самой природы через взаимодействие с ней.

Природа как среда – это часть Природы изменчивого во времени динамического экологического единства, круговорота (обмена) вещества, энергии, информации. Совокупность объектов во взаимодействии, движении, изменении состояний, обеспечивающих гомеостаз составных элементов среды: биотопов, биоценозов, экосистем, человека.

На глобальном уровне это структура и функция биосферы в единстве круговорота вещества атмосферы, гидросферы, литосферы. Место обитания, эволюции жизни и творения человека.

https://www.youtube.com/watch?v=BsAV-tWKjMY

Философия к всеобщим законам Природы пытается относить следующие

Закон единства и борьбы противоположностей

Он как раз и раскрывает источник самоорганизации и развития объективного мира и познания его.

Он исходит из положения, что основу всякого развития составляет противоречие – борьба противоположных сторон и тенденций, находящихся вместе во внутреннем единстве и взаимопроникновении.

Но ведь это и есть закон развития (эволюции), основанный на непрерывности движения и «борьбы» хаоса и порядка. Это происходит и в познании в форме противоборства знания и заблуждения.

Закон отрицания отрицания

Он характеризует направление, форму и результат процесса развития.

Согласно этому закону развитие осуществляется циклами (в эволюции – периодами), каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания).

Отрицание – это условие изменения объекта, при котором некоторые элементы не уничтожаются, а через следующее отрицание сохраняются в новом качестве. Этот закон также естественно вписывается во всеобщий закон развития (эволюции), потому как периодически возникают условия отрицания в преобразовании состояний и движений.

Весьма близок к всеобщим законам сохранения. Новое всегда отрицает старое, будущее – прошлое. Сын – отца. А во внуке (в третьем поколении) проявятся наследственные признаки отца или матери или того и другой. Но в представлении отрицания сыном отца не заложено низведение этой формулы к этической и моральной сущности общественных отношений.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Он как раз вскрывает наиболее общий механизм развития, то есть эволюции. Согласно этому закону количественные изменения объекта, достигнув определенного уровня, приводят к перестройке его структуры, формы в результате чего образуется качественно новая система. Это и фазовые переходы и бифуркации, возникающие в условиях критических состояний, например, среды.

Физические «всеобщие» законы

Законы сохранения: энергии, массы, вещества, количества движения

Также относят к всеобщим. Но в изложенном определении каждый из них представляет собой частный закон: закон сохранения энергии, закон сохранения массы, закон сохранения вещества, закон сохранения количества движения. Например, мера сохранения массы может быть выражена мерой сохранения энергии.

То есть закон сохранения энергии в современном представлении фактически является законом сохранения энергии-массы и может быть выражена уравнением А. Эйнштейна . Он указывает на то, что сумма массы вещества системы и массы эквивалентной энергии, полученной или отданной той же системой – постоянна.

Закон сохранения энергии в рамках отдельной замкнутой системы не является строгим, так как абсолютно замкнутых (изолированных) систем в природе просто не существует. Все они являются в той или иной степени открытыми, способными обмениваться веществом, энергией и информацией.

Закон резонанса

Это возбуждение колебаний одного тела колебаниями другого той же частоты. С физической точки зрения, резонанс представляет собой резкое возрастание амплитуды установившихся вынужденных колебаний при приближении частоты внешнего гармонического воздействия к частоте одного из собственных колебаний объекта (системы).

Явление резонанса, как известно, наблюдается и используется в физике, химии, биологии, обществе, а настройка в резонанс может осуществляться путем изменения параметров системы (с помощью так называемых управляющих параметров).
Резонанс, лежащий в основе любых взаимодействий, способен в неживых и живых системах как к их разрушению, так и созиданию новых, устойчивых в новой среде.

Закон (принцип) действия и противодействия

Сила действия равна силе противодействия или: сила противодействия равна силе воздействия. В принципе этот закон есть выражение принципа Ле Шателье – Брауна или закона динамического равновесия.

Если на систему оказывается давление, то система либо противостоит ему, либо изменяет свои свойства в соответствии с новыми свойствами среды.

В этом смысле еще раз подчеркнём, что развитие систем связано не только с их приспособительностью к существующим условиям среды, но изменяют саму среду.

Закон причинно-следственных связей

Каждое следствие вызвано определенной причиной или определенной совокупностью нескольких причин. Его действие ограничено детерминизмом Лапласа, как и закона (принципа) обратной связи, который может быть переформулирован в принцип действия и противодействия.

В неравновесной термодинамике в процессе эволюции открытых систем хаос непредсказуем. В принципе, мы не можем дать «долгосрочный прогноз» поведения огромного количества даже сравнительно простых механических, физических, химических и экологических систем.

Прогноз их поведения систем может быть дан на любое желаемое время для предсказуемых систем. Для стохастических (вероятностных) систем (например, бросание монетки и ожидание, что будет: решка или орёл).

То, что выпадает в данный момент, никак не связано с предысторией процесса.

Здесь нельзя говорить о детерминированности и можно иметь дело лишь со статистическими характеристиками – средними значениями, отклонениями от среднего, дисперсиями, распределениями вероятностей.

Есть ограничения этого закона и в квантовой механике, поскольку в ней доминируют вероятности состояний. В этом смысле закон причинно-следственных связей, скорее всего, может быть отнесён к принципу, действие которого ограничено условиями вероятности.

К тому же все взаимодействия (действия и противодействия) являются энергоинформационными, стало быть, используя выше представления о законах сохранения, мы можем говорить также об их не всеобщности.

Это касается и закона (принципа) корпускулярно-волнового дуализма, подобия и др.

Согласно И.Канту, законы природы устанавливает познающий её человек, (поскольку Природа не познаёт самою себя, авт.). И иных способов познания просто не существует, кроме познания разумом Природы и себя в ней.

Французский философ-материалист Гольбах рассматривает все явления природы как находящиеся во всеобщей связи и в непрестанном движении. По мнению Гольбаха, изолированных, самостоятельно действующих явлений, предметов, существ нет.

Из непрерывного движения материи Гольбах выводит всеобщие законы природы.

Прежде всего, закон притяжения и отталкивания. Он действителен и для природы, и для человеческого общества, ибо, говорит философ, никогда не следует отделять законы физического мира от законов мира духовного.

Тела в силу этого закона притягиваются к центру, и вследствие этого из молекул создаются организмы; когда же они отталкиваются, эти организмы разлагаются.

Во время химических реакций происходит соединение или разложение различных веществ.

Столь важным законом является и закон инерции. Всё наблюдаемые нами предметы живой и неживой природы имеют стремление к сохранению своего наличного способа существования. То, что физики назвали законом инерции, моралисты назвали любовью к себе.

Эта любовь к себе проявляется в человеке в том, что он стремится к сохранению, к счастью и имеет отвращение ко всему тому, что противно его природе.

Читайте также:  Статусы, слова и цитаты про пятницу

Стремление, склонность к самосохранению, тяготение к себе присущи всем существам, которые всячески стараются удержать полученное ими от природы существование, пока ничто не нарушит порядка или первоначального стремления их машины.

Наконец, третьим важнейшим законом, общим всем существам природы, Гольбах считает закон необходимости. Так называет он закон причинности.

В основу этого закона, имевшего столь важное и принципиальное значение для всей философской системы мыслителя, был положен правильный материалистический тезис «нет следствия без причины».

Всё существующее есть следствие свойств, присущих вечной единой материи, которая путём смещений, сочетаний и изменений форм производит порядок, беспорядок и разнообразие:



Источник: http://biofile.ru/bio/7201.html

Всеобщие законы естествознания и их проявление в природе; классификация сил, действующих на географические объекты

Всеобщие законы естествознания и их проявление в природе.

Анализ закономерностей природы позволил выделить всеобщие законы, которые проявляются на всех уровнях ее организации. Круг их достаточно широк.

Физические:

Это закон всемирного тяготения,

Закон всемирного тяготения был открыт Ньютоном в 1666 г. Он гласит, что сила гравитационного притяжения между двумя материальными точками массы m1 и m2, разделёнными расстоянием R, пропорциональна обеим массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Действие закона в явной форме распространяется на все без исключения физические материальные тела во Вселенной.

Закон Кулона,

Закон дает количественную характеристику силы взаимодействия между двумя точечными (без учета их собственных размеров) электрическими зарядами, которая пропорциональна величине взаимодействующих зарядов и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Один из фундаментальных законов природы, лежащий в основании теории элетромагнетизма (электродинамики). Установлен французским военным инженером и физиком Шарлем Кулоном в 1785 году.

Закон электромагнитной индукции.

Зако́н электромагни́тной инду́кции Фараде́я является основным законом электродинамики, касающимся принципов работы трансформаторов, дросселей, многих видов электродвигателей и Суть – Генерируемая электродвижущая сила(ЭДС )пропорциональна скорости изменения магнитного потока генераторов.[1

Закон Ома. Величина тока определяется его напряжением и сопративлением проводника. I=UR где I-сила тока, U-величина напряжений, R-сопративление.

К фундаментальным законам природы относят:

закон минимума потенциальной энергии, как определяющий условие устойчивости объектов;

– закон эквивалентности массы и энергии, открытый А.Эйнштейном;

Эйнштейн открыл закон взаимосвязи массы и энергии (Е=mc2), который лежит в основе всей ядерной энергетики.

-Закон сохранения массы: общая масса веществ, вступивших в реакцию, равна общей массе продуктов реакции.
-Закон сохранения энергии: энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает; она может только переходить из одного вида в другой и/или из одной формы в другую.

Другими словами: Если в каком-либо пространственно-временном промежутке (в пределах условно замкнутой системы) количество энергии убавилось, то в другом пространственно-временном промежутке (одном или нескольких) ее ровно столько же прибавилось (в том же самом или другом виде).

Например: Если в одном месте чрезмерная засуха, то в другом – проливные дожди (или же в одном и том же месте чрезмерная засуха сменяется проливными дождями).

За чрезмерно холодной зимой обычно следует чрезмерно жаркое лето (или при наличии чрезмерной жары в одном месте земного шара в другом его месте наблюдается чрезмерный холод).

закон периодичности, проявляющийся в повторении свойств, состояний или их изменений; второй закон термодинамики, регламентирующий направленность процессов и другие.

Гравитационное поле Земли; гравитационная дифференциация вещества; изостазия.

ГРАВИТАЦИОННОЕ ПОЛЕ (поле тяготения), один из видов поля физического, посредством которого осуществляется гравитационноевзаимодействие (притяжение) тел, например Солнца и планет Солнечной системы, планет и их спутников, Земли и находящихся на ней или вблизи нее тел.

Гравитационное поле Земли – это поле силы тяжести-равнодействующей силы тяготения и центробежной силы вращения Земли.

Так как сила тяготения зависит отрадиуса Земли, который наименьший на полюсах, то она наибольшая на полюсах.

Гравитационная дифференциация

Суть гравитационной дифференциации заключается в том, что под воздействием гравитации более тяжёлые химические элементы и соединения постепенно опускаются вниз, к центру тела (звезды или планеты), а более лёгкие при этом поднимаются вверх, к его поверхности.

С процессом гравитационной дифференциации связано множество проявлений.

В литосфере это вертикальные тектонические движения блоков земной коры.

В атмосфере гравитационная дифференциация приводит к неустойчивости воздушного столба в следствии различных температур и влажности.

В тропосфере воздух нагревается от земной поверхности и испытывает импульс движения, направленный вверх.

В гидросфере гравитационная дифференциация, зависящая как от температуры, так и солености водных масс, также приводит к их перемещению и залеганию в соответствии с их плотностью. Гравитационная дифференциация вещества всегда сопровождается выделением тепла.

Изостазия

Процессы плотностной дифференциации реализуются в виде изостатического уравновешивания в окружающей среде.

Изостазия (изостатическое равновесие) – гидростатически равновесное состояние земной коры, при котором менее плотная земная кора “плавает” в более плотной верхней мантии.

Обычно понятие изостатического равновесия употребляется по отношению к литосфере, но эффект проявляется в любых средах.

Благодаря изостазии в истории Земли поддерживается закономерное соотношение высот суши и глубин океана, которое отображается гипсографической кривой.

Изостатическое уравновешивание определяет конфигурацию континентов и океанов, распределение высот и глубин, а через них – поступление и перераспределение теплоты, циркуляцию водных и воздушных масс.

Источник: https://stydopedia.ru/2x269f.html

Закон — это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе

Существует три основные группы законов: частные, общие, и всеобщие. В частных законах проявляются действия общих и всеобщих законов, а последние познаются путем обобщения конкретных явлений, включая частные и общие законы.

Реализация законов зависит от параметров среды — наличия соответствующих условий, которые обеспечивают переход следствий, вытекающих из закона, из сферы возможного в сферу действительного.

Всеобщие законы должны, очевидно, одинаково действовать и в природе, и в обществе. Но точного ответа на вопрос, какие конкретно законы являются всеобщими (универсальными, фундаментальными) законами Природы (Вселенной, Мироздания), пока нет.

К всеобщим законам обычно относят основные законы философии, но в обыденной жизни ими, как правило, не пользуются, а только все “философствуют” и “философствуют”. Действие всеобщих физических законов, в частности, закона сохранения энергии, на общественную жизнь и взаимоотношения людей друг с другом вообще не распространяют.

ОДНАКО… истинно всеобщие законы должны действовать везде, включая мир атома и мир космоса, человеческий организм и человеческие сообщества, а также взаимоотношения человека с окружающим миром и друг с другом. На то они и ВСЕОБЩИЕ.

Всеобщие законы — это законы, которые (наряду с множеством общих и частных законов) правят нашим Миром ФАКТИЧЕСКИ и действуют они во всех сферах нашей жизни, причем совершенно независимо от множества правил и законов, созданных человеком.

Всеобщие законы люди называют по-разному: Высшими, универсальными, фундаментальными законами, законами Вселенной, Мироздания и т.д. Верующие, называют их БОЖЕСКИМИ законами, понимая под ними (на уровне интуиции), скорее всего, именно всеобщие законы, а не законы, созданные людьми, принадлежащими к разным религиям.

Высшие (универсальные, фундаментальные) законы — законы Вселенной, законы Мироздания и Божеские можно объединить под одним общим названием: всеобщие ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ.

Всеобщих Законов Природы много, но они “спрятаны” среди множества общих и частных законов, а также среди бесконечного числа правовых законов и законодательств, созданных человеком.

Поэтому, для того, чтобы всеобщие Законы Природы выявить (открыть), необходимо на весь МИР — Природу — Мироздание — Вселенную (хотя бы на три известных нам их уровня: мир атома, мир соизмеримых с нами величин — нашу среду обитания и мир космоса) посмотреть с одних и тех же позиций.

С одних и тех же позиций следует посмотреть и на все научные направления, и на все сферы нашей жизни. Именно это было сделано в книге А. Поис “Наш Мир и Мы”. В этой книге все существующее в нашем мире рассматривается с технических позиций, в частности, с радиотехнических.

Полный перечень гипотез, высказанных в книге А. Поис, приведен в рубрике “НОВЫЕ ИДЕИ“, а ниже в качестве всеобщих законов Природы, рассмотрена лишь часть из них.

При рассмотрении и использовании законов не следует забывать о том, что ЛЮБОЙ закон, включая всеобщий, имеет свои границы применимости, так как его формулировка основывается на знаниях данного промежутка пространства-времени. А так как познание бесконечно, то любой, даже всеобщий, закон всегда является лишь частью всеобщего закона Природы, базирующегося на более высоком уровне знаний.

Однако действие всеобщих законов (именно потому, что они всеобщие) можно отследить на ЛЮБОМ уровне познания, в ЛЮБОЙ сфере нашей жизни> и в ЛЮБОМ научном направлении. Поэтому с появлением и углублением каждого нового научного направления происходит очередной пересмотр всего познанного ранее. И это является вполне закономерным явлением.

“Химический” (вещественный) молекулярно-атомный “бум” уже позади, сейчас на очереди, скорее всего, “физический” (полевой) “бум”, в частности, его радиотехническое направление, включающее электромагнитные поля и волны. Поэтому в качестве всеобщих законов здесь предлагается рассмотреть (в основном) законы из области физики.

Следует, однако, отметить, что химия, вообще-то, является всего лишь одним из разделов “верхнего”, атомно-молекулярного, уровня физики. Поэтому было бы более целесообразным рассматривать ее именно в рамках физики. Выделение химии в отдельную науку, скорее всего, столь же ошибочно, как и преподавание (в недалеком прошлом) арифметики в качестве отдельной дисциплины, в отрыве от алгебры.

Приведенные ниже гипотезы не претендуют на истину в последней инстанции, а являются всего лишь информацией к размышлению. Но следует отметить, что некоторые из них уже (вскоре после издания книги) подтверждены фактами.

Основные законы философии как всеобщие — универсальные, фундаментальные Законы Природы, законы Вселенной, законы Мироздания.

Основными законами философии, которые принято относить к всеобщим законам, являются следующие:

Закон ЕДИНСТВА и БОРЬБЫ противоположностей, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания. Он исходит из положения, что основу всякого развития составляет противоречие — борьба противоположных сторон и тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве и взаимопроникновении.

В настоящее время большинство людей рассматривает этот закон только как БОРЬБУ противоположностей, совершенно забывая об их ЕДИНСТВЕ, а поэтому разрешает возникающие противоречия, в основном, в форме борьбы, причем такой, что ее следствием все чаще и чаще является уничтожение одной из борющихся сторон.

Если бы люди стали ОСОЗНАННО следовать этому закону в его полном объеме и старались в своей борьбе друг с другом приходить к единению, разрешая противоречия мирным путем, путем сближения (уменьшения) противоречий, а не путем уничтожения друг друга, то многое в нашем подлунном мире могло бы измениться в лучшую сторону.

Закон ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ характеризует направление, форму и результат процесса развития.

Согласно этому закону развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания).

Отрицание — это условие изменения объекта, при котором некоторые элементы не уничтожаются, а через следующее отрицание сохраняются в новом качестве. Примером действия закона отрицания отрицания в биологии может служить передача через одно поколение (не детям, а внукам) многих наследственных признаков.

ОСОЗНАННОЕ следование закону отрицания отрицания — это возрождение (в новом качестве) на последующем этапе развития общества наиболее жизнеспособных элементов предыдущего этапа, что может привести к значительному ускорению в его развитии.

Человек же (в последнее время) пытается все отрицать, вплоть до полного уничтожения, включая и то, что было вполне жизнеспособно. Это наглядно показала “перестройка” СССР, во время которой были уничтожены многие вполне жизнеспособные наработки (в частности, единая энергетическая и денежная система, которые только еще внедряются в странах западной Европы).

Закон перехода КОЛИЧЕСТВЕННЫХ изменений в КАЧЕСТВЕННЫЕвскрывает наиболее общий механизм развития.

Согласно этому закону количественные изменения объекта, достигнув определенной пороговой величины (так называемой границы МЕРЫ), приводят к перестройке его структуры, в результате чего образуется качественно новая система.

Это закон позволяет найти ответы не только на вопрос “Почему происходят революции, правительственные перевороты и смена власти?”, но и на многие другие “Почему…?”:

Почему вдруг (!) загнивают пруды и водоемы?



Источник: https://infopedia.su/17x4f59.html

Ссылка на основную публикацию